No Image

Части мха 2 класс

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
09 марта 2020

Урок окружающего мира по теме: "Группы растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Папоротники.", 2 класс. Система Занкова.

Скачать:

Вложение Размер
конспект урока окружающего мира 23.76 КБ
дополнительный материал к уроку 11.44 КБ
дополнительный материал к уроку 10.92 КБ
дополнительный материал к уроку 11.26 КБ
дополнительный материал к уроку 11.88 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир. 13.04.2011 год

Тема : Группы растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Папоротники.

Цель: узнать о строении растений каждой группы.

— Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

-Что изучает биология? (Какая наука занимается изучением царств живой природы?)

-Что означает это слово в переводе? С какого языка?

— На какие царства делят учёные живую природу?

— Какие науки занимаются изучением этих царств? Эти науки положили начало медицине.

— Сегодня на уроке мы начнем разговор о царстве растений . (слайд 2)

— Что бы вы хотели узнать о растениях?

— Что дают растения животным и человеку?

— Какие части можно выделить в строении растений?

— Мир растений велик и разнообразен. Ученые насчитывают около 500 тысяч видов растений. Все они объединены в группы.

— Как вы думаете , по какому признаку это сделали ученые? (фиксировать гипотезы детей на доске)

— Откройте учебник и проверьте свои предположения, прочитав об этом на странице 138 в последнем абзаце. ( про себя) Пока читают, меняю слайд.

— На сколько групп разделили ученые все растения?

— Какие это группы? (слайд 4)

— Какое группа является особой? Почему? ?

— В зависимости от чего же учёные объединили все растения в группы?

— Значит, не все растения имеют одинаковое строение.

— Чтобы определить, какие растения в каждой группе, что мы должны о них узнать? (какие части у них есть)

2 . Постановка цели.

— Какую же цель мы поставим для себя на урок?

3 . Объявление темы урока.

— Сегодня мы познакомимся подробнее с некоторыми из групп растений.

4. Получение новых знаний.

1 ) Первая группа – это водоросли.

Примерно 3 млрд. лет назад появились синезелёные водоросли – древнейшие из известных нам существ.

-Вслушайтесь в название этой группы. О чём нам говорит уже само слово? Водоросли появились в воде. И только по прошествии 450 млн. лет от водорослей произошли первые сухопутные растения.

— Узнаем подробнее об этих древнейших растениях из учебного фильма.

Слайд № 6 (о водорослях)

Сообщение о ламинарии.

Ламинария, другое название морская капуста – это водоросль, в которой содержится большое количество микроэлементов, йод и другие полезные вещества, необходимые нашему организму. По содержанию витаминов морская капуста превосходит ряд овощей и фруктов. Ламинарию рекомендуют применять при многих болезнях.

Если бы вы жили в Древнем Китае при царствовании императора Канси в 13 в., то пренебрежение к морской капусте могло быть расценено почти как государственное преступление. Имеются данные о существовании указа императора, обязывающего китайских граждан ежедневно употреблять морскую капусту в качестве диетического средства. С тех пор, как повествуют старинные источники, в этих краях перестали встречаться больные зобом. Дело в том, что зоб развивается у жителей тех регионов, где вода и почва бедны йодом и организм получает его недостаточно.

Из ламинарии готовят более трёхсот блюд. На Дальнем Востоке немного морской капусты добавляют даже в тесто при выпечке хлеба. Хлеб от этого становится нечерствеющим, хорошо хранится.

Заготавливают это растение, в основном, в нашем Белом море. Бурые водоросли здесь добываются преимущественно у Соловецких островов.

-Что нового узнали из фильма?

-Какие части растений есть у водорослей? (таблица)

-Какой возникает вопрос?

— Их тело состоит из слоевища, которое может иметь много выростков, напоминающих корень, стебель, листья. На самом деле это не органы растения.

2) Вторая группа — это лишайники . Показ гербария.

— Вспомните, что мы уже узнали о лишайниках?

Узнайте, почему, прочитав текст в учебнике. Откройте его на с.141, найдите 3 абзац. Прочитайте.

1 абзац — Почему же лишайники считают особой группой?

2 абзац — Что узнали о строении лишайников? (слайд 7)

3 абзац — Где растут лишайники?

— Внешним обликом многие лишайники напоминают мхи. Так лишайник, обитающий в тундре, известен под названием олений мох (ягель). Олений мох – это лишайник.

4 абзац — Что интересного узнали?

— В лесу лишайники на стволах не редкость. А вот в больших городах на деревьях их нет. Почему? Оказывается, лишайники крайне чувствительны к загрязнению воздуха. Их можно назвать «барометрами» чистоты воздуха.

3) Третья группа – мхи.

— Мох – тоже древнейшее растение. Освоение растениями суши шло постепенно. После водорослей на Земле появились мхи. Их можно встретить почти везде.

— Рассмотрите мох, который находится у вас на партах.

-Какие части растений вы у них не обнаружили? (нет цветков и настоящих корней, вместо них нитчатые выросты стебля, которые называются ризоиды )

— Что у них есть? Дополнение о размножении спорами.

Мхи мало приспособлены к жизни на суше, поэтому привязаны к влажным, затенённым местам, где большая влажность и можно листьями и ризоидами впитывать воду с растворёнными в ней питательными веществами.

Читайте также:  Цветок с белыми коробочками и красными цветками

Именно поэтому так много мхов в нашей Архангельской области с её болотистой местностью и хвойными лесами.

Потребность мхов во влаге приводит к тому, что в Северном полушарии они чаще всего выбирают для поселения северную сторону. Это может помочь вам сориентироваться на местности.

Посмотрите, как разнообразен мир мхов.

Слайд №7 ( мхи с названиями) Сообщение о сфагнуме.

Мох сфагнум — удивительная живая губка. Он впитывает очень много воды. Сожмёшь посильнее пучок мокрых стебельков, а оттуда ручейком потечёт вода. И пучок становится лёгким – лёгким. Мох может впитать в 30 раз больше воды, чем весит сам в сухом виде. Такая способность объясняется просто: растение почти целиком состоит из особых клеток, которые быстро наполняются водой. А когда мох высыхает, все эти клетки заполняются воздухом. Сухой сфагнум состоит в основном из пустых клеток, заполненных воздухом и, поэтому представляет собой отличный теплоизоляционный материал. Многие знают, что пучки сухого сфагнового мха кладут меж брёвен при постройке деревянных домов для того, чтобы в доме лучше сохранялось тепло.

Сфагнум имеет ещё одно замечательное свойство – он содержит вещества, убивающие бактерии. Потому раньше сухой мох прикладывали к ранам вместо марли и ваты, когда не было перевязочных материалов.

4) Ещё одна группа – папоротники.

Папоротники – представители древнейшей флоры. Миллионы лет назад, когда по нашей планете ходили динозавры, на земле уже росли гигантские папоротники. Учёные нередко встречают в древних окаменелостях листья этих растений очень похожих на современные папоротники.

В древних сказаниях и легендах упоминаются цветы папоротника. Говорится, что папоротник цветет только одну ночь в году — в ночь на Ивана Купала. Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника зарыт клад. Цветут ли на самом деле папоротники? Оказывается — только в сказках. В природе папоротники не цветут и размножаются не семенами, которых не образуют, а спорами, делением корневищ и почками, которые образуются на листьях.

У этих растений нет цветков, но листья, стебли, корни выполняют соответствующие функции. У взрослого растения на обратной стороне листа видны темно-бурые пятнышки, это прикрытые сверху пленкой споры, благодаря которым папоротники размножаются в благоприятных условиях.

Слайд №8 (папоротники с названиями) Дополнения по названиям:

Папоротник орляк (лист напоминает крыло орла) «работает» как барометр. Его большие перистые листья действуют как стрелки. Закрутились листья вниз – «стрелки» указывают на «ясно», «солнечно». Поднялись листья вверх – к дождю. «Барометр» этот никогда не портится, и пользоваться им можно всё лето.

Кочедыжник – на нижней части черешка его листа есть острие, напоминающее старинный инструмент «кочедык», когда-то им плели лапти; растение образует кочки.

Страусник – сходство листьев с перьями страуса.

Щитовник – с нижней стороны пластинки листа расположены спороносные органы, защищённые почковидными покрывальцами, как щитом.

Сальвиния- единственное из папоротников обитает в воде, сейчас стало редким, нуждается в охране.

5. Самостоятельная работа в тетради на с. 33 №74.

Взаимопроверка в парах по доске.

— Кто выполнил без ошибок? – Кто допустил ошибки?

6. Итог урока: (по таблице)

-С какими группами растений познакомились на уроке?

-Какую общую особенность заметили у растений этих групп? ( у растений каждой группы отсутствуют какие – либо части)

-Действительно, все эти растения очень древние, поэтому и строение их простейшее. В процессе развития жизни на Земле позднее после простых начали появляться более сложные по строению растения. Об этих группах мы поговорим на следующем уроке.

7. Рефлекия (по шкале)

— Оцените свою работу на сегодняшнем уроке.

Материал на уроке был трудный.

— Кому на уроке было интересно и он запомнил много нового?

— Для кого некоторые вопросы остались непонятными и следует ещё поработать?

— Кому было очень трудно и многое осталось непонятным?

1) с.139-142 прочитать, подготовить пересказ

2)подготовить сообщение об одном из растений изученных групп.

— Кто бы хотел подготовить сообщение, чтобы найденными фактами удивить нас? Где вы можете найти нужный материал?

Предварительный просмотр:

Ламинария, другое название морская капуста – это водоросль, в которой содержится большое количество микроэлементов, йод и другие полезные вещества, необходимые нашему организму. По содержанию витаминов морская капуста превосходит ряд овощей и фруктов. Ламинарию рекомендуют применять при многих болезнях.

Если бы вы жили в Древнем Китае при царствовании императора Канси в 13 в., то пренебрежение к морской капусте могло быть расценено почти как государственное преступление. Имеются данные о существовании указа императора, обязывающего китайских граждан ежедневно употреблять морскую капусту в качестве диетического средства. С тех пор, как повествуют старинные источники, в этих краях перестали встречаться больные зобом. Дело в том, что зоб развивается у жителей тех регионов, где вода и почва бедны йодом и организм получает его недостаточно.

Читайте также:  Подготовка персика к зиме в подмосковье

Из ламинарии готовят более трёхсот блюд. На Дальнем Востоке немного морской капусты добавляют даже в тесто при выпечке хлеба. Хлеб от этого становится нечерствеющим, хорошо хранится.

Заготавливают это растение, в основном, в нашем Белом море. Бурые водоросли здесь добываются преимущественно у Соловецких островов.

Предварительный просмотр:

Мох сфагнум — удивительная живая губка. Он впитывает очень много воды. Сожмёшь посильнее пучок мокрых стебельков, а оттуда ручейком потечёт вода. И пучок становится лёгким – лёгким. Мох может впитать в 30 раз больше воды, чем весит сам в сухом виде. Такая способность объясняется просто: растение почти целиком состоит из особых клеток, которые быстро наполняются водой. А когда мох высыхает, все эти клетки заполняются воздухом. Сухой сфагнум состоит в основном из пустых клеток, заполненных воздухом и, поэтому представляет собой отличный теплоизоляционный материал. Многие знают, что пучки сухого сфагнового мха кладут меж брёвен при постройке деревянных домов для того, чтобы в доме лучше сохранялось тепло.

Сфагнум имеет ещё одно замечательное свойство – он содержит вещества, убивающие бактерии. Потому раньше сухой мох прикладывали к ранам вместо марли и ваты, когда не было перевязочных материалов.

Предварительный просмотр:

В древних сказаниях и легендах упоминаются цветы папоротника. Говорится, что папоротник цветет только одну ночь в году — в ночь на Ивана Купала. Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника зарыт клад. Цветут ли на самом деле папоротники? Оказывается — только в сказках. В природе папоротники не цветут и размножаются не семенами, которых не образуют, а спорами, делением корневищ и почками, которые образуются на листьях. Споры — это специальные клетки растений, служащие для размножения и расселения. Попадая во влажную среду, споры прорастают и после оплодотворения развиваются в молодые растения.

Папоротники – представители древнейшей флоры. Миллионы лет назад, когда по нашей планете ходили динозавры, на земле уже росли гигантские папоротники. Учёные нередко встречают в древних окаменелостях листья этих растений очень похожих на современные папоротники.

Предварительный просмотр:

Папоротник орляк (лист напоминает крыло орла) «работает» как барометр. Его большие перистые листья действуют как стрелки. Закрутились листья вниз – «стрелки» указывают на «ясно», «солнечно». Поднялись листья вверх – к дождю. «Барометр» этот никогда не портится, и пользоваться им можно всё лето.

Кочедыжник – на нижней части черешка его листа есть острие, напоминающее старинный инструмент «кочедык», когда-то им плели лапти; растение образует кочки.

Страусник – сходство листьев с перьями страуса.

Щитовник – с нижней стороны пластинки листа расположены спороносные органы, защищённые почковидными покрывальцами, как щитом.

Сальвиния- единственное из папоротников обитает в воде, сейчас стало редким, нуждается в охране.

Сегодня известно около 20тыс. видов лишайников . Внешним обликом многие лишайники напоминают мхи. Так лишайник, обитающий в тундре, известен под названием олений мох (ягель). Олений мох – это лишайник. Расселяются лишайники мелкими кусочками, обломками тела, которые разносятся ветром на большие расстояния. В лесу лишайники на стволах не редкость. А вот в больших городах на деревьях их нет. Почему? Оказывается лишайники крайне чувствительны к загрязнению воздуха. Их отравляют некоторые газы, которые выходят из труб заводов и фабрик. Их можно назвать «барометрами» чистоты воздуха.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном материале представлены рабочие программы с календарно-тематическим планированием, включающим возможные виды деятельности обучающихся на уроке.

УМК "Перспективная начальная школа" Урок -изучение новой темы.

презентация к уроку окружающего мира "Уход за комнатными растениями" 1 класс.

Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: расширить представление об освоении мира и открытии новых земель, показать необычность растительного и животного мира Австралии.Предполагаемый результ.

Материал содержит конспект урока и презентацию.

Урок проведен с использованием ЭОР «Модель загрязнения воздуха» сайта «Единая коллекция ЦОР», в технологии развития критического мышления в рамках системно-деятельностного подхода. На уроке прос.

Моховидные, или Мхи, или Настоящие мхи, или Бриофиты (лат. Bryophyta ), — отдел высших растений, насчитывающий около 10 тысяч видов, объединённых примерно в 700 родов и 110—120 семейств [1] (общее число всех мохообразных, включая Печёночные мхи и Антоцеротовые мхи, составляет около 20 000 видов [2] ). Как правило, это мелкие растения, длина которых лишь изредка превышает 50 мм; исключение составляют водные мхи, некоторые из которых имеют длину более полуметра, и эпифиты, которые могут быть ещё более длинными. Моховидные, как и другие Мохообразные, отличаются от других высших растений тем, что в их жизненном цикле гаплоидный гаметофит преобладает над диплоидным спорофитом.

Ранее в этот отдел, помимо класса листостебельных мхов, или собственно мхов (в ранге класса — Bryopsida ), включали также Печёночные мхи (в ранге класса — Marchantiopsida , или Hepaticopsida ) и Антоцеротовые мхи (в ранге класса — Anthocerotopsida ), но сейчас эти таксоны повышены до уровня собственных отделов Marchantiophyta и Anthocerotophyta . Для обозначения совокупности этих трёх отделов используется неформальный собирательный термин мохообразные ( Bryophytes ).

Читайте также:  Перец лотта f1 отзывы форум

Раздел ботаники, предметом изучения которого являются мохообразные, называется бриологией.

Содержание

История [ править | править код ]

Многие данные указывают на то, что мхи, как и другие споровые растения, произошли от псилофитов (риниофитов) — группы древних вымерших наземных растений. При этом спорофит мхов рассматривается как конечный результат редукции разветвлённого спорофита предковых форм.

Есть и другая точка зрения, согласно которой мхи, плауновидные и риниофиты имеют общее происхождение от ещё более древней группы растений [3] .

Ранние палеонтологические находки датируются концом девона — началом карбона [4] .

Биологическое описание [ править | править код ]

У мхов нет цветков, корней и проводящей системы. Размножаются мхи спорами, которые созревают в спорангиях на спорофите. В жизненном цикле, в отличие от сосудистых растений, преобладает гаплоидный (то есть с одинарным набором непарных хромосом) гаметофит (половое поколение). Гаметофит мхов — многолетнее зелёное растение, нередко с листоподобными боковыми выростами и корнеподобными выростами (ризоидами), в то время как спорофит (или бесполая стадия жизненного цикла) короткоживущий, быстро усыхает и состоит только из ножки и коробочки, в которой созревают споры.

Спорофит моховидных (носящий название спорогоний, или спорогон), имеет более простое строение, чем у других групп высших растений. Он не способен укореняться и располагается на гаметофите. Спорофит состоит, как правило, из трёх элементов:

  • коробочки (или спорангия), в которой развиваются споры;
  • ножки (или спорофоры), на которой располагается коробочка;
  • стопы, обеспечивающей физиологическую связь с гаметофитом.

Со мхами не следует путать так называемый Олений мох или Ягель, поскольку это не мох, а собирательное название для нескольких видов лишайников.

Распространение [ править | править код ]

Мхи встречаются на всех континентах, в том числе в Антарктиде, нередко в экстремальных условиях обитания.

Обычно мхи образуют плотные скопления в затенённых местах, нередко в непосредственной близости от воды, хотя могут встречаться и на относительно открытых, сухих участках. Среди моховидных есть виды, живущие в пресноводных водоёмах. Морских обитателей нет, хотя некоторые виды поселяются на скалах в полосе прибоя.

Мох не только растет на болотах, но и создает условия для их возникновения [5] .

Некоторые мхи достигают полуметра в высоту и могут образовывать подобие травяного покрова [6] .

Значение мхов [ править | править код ]

  • Участвуют в создании особых биоценозов, особенно там, где почти сплошь покрывают почву (тундра).
  • Моховой покров способен накапливать и удерживать радиоактивные вещества.
  • Играют большую роль в регулировании водного баланса ландшафтов, так как способны впитывать и удерживать большое количество воды.

В деятельности человека:

  • Могут ухудшать продуктивность сельскохозяйственных земель, способствуя их заболачиванию.
  • Предохраняют почву от эрозии.
  • Некоторые сфагновые мхи применяются в медицине (в качестве перевязочных средств при необходимости) [5] .
  • Сфагновые мхи — источник образования торфа.
  • В строительстве мох используют в качестве утеплителя [5] .
  • В цветоводстве мох используют в качестве наполнителя [5] .
  • Берлинская компания предлагает установить в городах воздушные фильтры из мхов для очистки воздуха от выхлопных газов, пыли и дыма [7] .

Классификация [ править | править код ]

Филогенетическое положение классов мхов на основе исследования последовательностей ДНК [8] [9] .

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок по окружающему миру Тема: «Разнообразие растений. Папоротники. Мхи. Водоросли» 2 класс Программа «Перспективная начальная школа» Подготовила и провела учитель начальных классов МБОУ БГО СОШ №10 Ивановская Н.В.

Форма проведения урока – презентация Тип урока – урок изучения нового материала. Тема урока: Разнообразие растений. Папоротники. Мхи. Водоросли. Цель урока: обогатить знания учащихся сведениями о новых группах растений (папоротники, мхи, водоросли) Задачи урока: Уточнить детские представления о Солнце и Земле. Повторить условия жизни на планете Земля. Повторить материал о лиственных и хвойных растениях. Обсудить с детьми отличительные признаки цветковых и споровых растений. Обогатить знания учащихся сведениями о новых группах растений (папоротники, мхи, водоросли) Продолжить формирование общеучебного умения – высказывать суждения по результатам сравнения( на примерах сравнения и выделения существенных признаков растений разных групп) Развивать познавательный интерес к предмету путём вовлечения школьников в исследовательскую работу. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, память. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, любовь к живому. Оборудование и наглядные пособия: Для учащихся — учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы (авторы О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов – УМК «Перспективная начальная школа), ручные лупы; Для учителя — растения папоротник, мох, водоросли, салат из морской капусты; Мультимедийный проектор, экран, компьютер, диск с презентацией.

Привет, земляне! Я — житель планеты АгудаР. Меня зовут КотсоР. Спешу встретиться с вами на вашей планете. Требуется помощь!

К какой звезде мне лететь? Белой Жёлтой Красной Голубой

Отлично! Я вижу звезду под названием Солнце. Вокруг неё планеты. Какая из них ваша? Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран Нептун Плутон

Почему на вашей планете возможна жизнь? Необходимые условия для жизни: Воздух Вода Тепло Свет

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector